Пролетарии хотят 25 тысяч
В конце прошлой недели собственники АвтоВАЗа собрались в Тольятти, чтобы обсудить будущее автогиганта и договориться о параметрах допэмиссии, в результате которой изменится соотношение долей акционеров предприятия.
Предполагается, что «Ростехнологии» увеличат свой пакет до 36,5%, конвертировав часть долга АвтоВАЗа в акции, а Renault предоставит заводу оборудование на сумму 240 млн евро и сохранит блокпакет. Пока первые лица «Ростехнологий» и Renault решали вопросы будущих долей, рабочие напомнили о своей доле: независимый профсоюз «Единство» вновь напомнил о себе, направив письмо Владимиру Путину с просьбой зафиксировать минимальный уровень зарплат на предприятии на уровне 25 тыс. рублей.
Напомним, планы по проведению допэмиссии возникли еще в конце прошлого года - таким образом было решено урегулировать вопрос задолженности АвтоВАЗа перед своим основным собственником ГК «Ростехнологии», через которую тольяттинскому автогиганту несколько раз оказывалась масштабная господдержка. Впрочем, французский партнер АвтоВАЗа Renault сразу заявил, что тратить живые деньги для выкупа новых акций не готов и сделает свой взнос оборудованием для производства автомобилей на платформе BO (Logan), права на которую ранее АвтоВАЗ купил у французов. Третий обладатель блокпакета в АвтоВАЗе, ИК «Тройка Диалог», заявил, что активного участия в допэмиссии не примет - его доля будет размыта.
Предполагается, что допэмиссия на сумму 970 млн евро будет поэтапной. Первый этап (осень этого года) - на сумму 444 млн евро: «Ростехнологии» конвертируют в акции 330 млн евро, а Renault предоставит оборудование на сумму 114 млн. Таким образом, доля гос- корпорации достигнет 29%, доля французского концерна останется неизменной - 25%. Следующий этап (конец 2012 года) - 526 млн, 400 из которых «выкупят» «Ростехнологии» , 126 млн - Renault. Доля Renault при этом останется неизменной, а «Ростехнологии» нарастят ее до 36,5%. Доля «Тройки Диалог» при этом уменьшится сначала до 20,5%, а затем и до 17,5%.
Впрочем, вполне возможно, этим дело не ограничится. После выделения АвтоВАЗу зарезервированных в бюджете 10 млрд рублей общий долг предприятия перед «Ростехнологиями» достигнет 75 млрд, а это значит, что после первой допэмиссии завод все равно останется должником госкорпорации. Следовательно, в будущем не исключен вариант новой доп- эмиссии, и как в этом случае поведет себя Renault - непонятно. Глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов не исключил, что в итоге доля концерна все-таки может быть размыта. «Вот это они будут решать - либо они согласятся с их размытием, либо они довнесут что-то еще, с тем чтобы сохранить свою долю. Пока речь идет о сохранении 25-процентного пакета акций», - сформулировал Чемезов.
Махнуться не глядя
Интересно, что в конце июня на конференции в рамках международного форума «Технологии в машиностроении 2010» премьер Владимир Путин неожиданно заявил, что правительства России и Франции могли бы обменяться «определенными пакетами» АвтоВАЗа и Renault, в результате чего доля французского автопроизводителя в АвтоВАЗе увеличилась бы. «Если есть необходимость, желание расширить свой пакет - мы готовы и к этому». «Это была бы любопытная, мощная кооперация», - резюмировал премьер. Сидевший рядом глава Renault в России Кристиан Эстев оставил предложение российского премьера без комментариев, а позже представители Renault заявили, что концерн сейчас не заинтересован в увеличении своей доли.
То, что предложение Путина не вызвало у французов никакого рвения, вполне объяснимо. Вероятно, сейчас Renault куда больше интересует перспектива контрактной сборки своих моделей в Тольятти, а этот проект уже зафиксирован в стратегии развития АвтоВАЗа. Поэтому видимой необходимости усердствовать в увеличении доли в пока еще убыточном (по крайней мере если исключить фактор действия программы утилизации) АвтоВАЗе у французов нет, тем более что российский автогигант и так оказался, мягко говоря, в зависимости от своих иностранных партнеров: надежды на будущее АвтоВАЗа сейчас едва ли не целиком связаны с Renault. Собственно, в Renault-Nissan особо и не скрывают, что вносимые ими 240 млн евро расцениваются как своего рода плата за предоставление производственных мощностей АвтоВАЗа под контрактную сборку своих автомобилей. Напомним, уже к 2013 году на конвейере планируется наладить производство двух моделей под брендом Renault и одной Nissan общим объемом ни много ни мало 140 тыс. автомобилей в год.
От любви до ненависти и обратно
В пятницу, на следующий день после подписания соглашения о допэмиссии, в Тольятти прошло первое совместное совещание правления АвтоВАЗа и исполкома Renault. По скупой официальной информации, известно лишь, что стороны обсуждали стратегию развития предприятия до 2020 года, однако о чем именно договорились топ-менеджеры - неизвестно. Неизвестно и то, что будет происходить в отношениях АвтоВАЗа с иностранными партнерами в дальнейшем.
Президент предприятия Игорь Комаров в последнее время неоднократно говорил о том, что АвтоВАЗу удалось договориться с Renault- Nissan о равноправном участии в альянсе, - вот только что это означает на деле?
Между тем уже просматриваются противоречия, которые сторонам так или иначе придется каким-то образом решать. Во-первых, непонятно, сможет ли Renault сохранить свой блокпакет. Во-вторых, похоже, что две из трех моделей Renault- Nissan, выпуск которых намечен в рамках проекта контрактной сборки (Logan и Bluebird Sylphy), запросто могут оказаться прямыми конкурентами вазовской «Приоры». Иными словами, партнерам придется применить изрядные дипломатические способности, чтобы их отношения вновь не испор- тились, как это уже было в конце 2009 года.
Те самые деньги
Пока менеджмент размышляет над этими проблемами, рабочие автогиганта напомнили о своих. Независимый профсоюз «Единство» обратился с открытым письмом к Владимиру Путину с просьбой установить минимальный размер оплаты труда на АвтоВАЗе на уровне 25 тыс. рублей. По мнению членов профсоюза, Путин сам создал прецедент вмешательства власти в трудовые конфликты, а потому их требования - по адресу. «Мы с удивлением наблюдали по центральному телевидению, как вы с губернатором Кемеровской области А. Тулеевым обсуждали решение вопроса о повышении заработной платы шахтерам. Вы решили установить нижний предел месячной зарплаты шахтера не менее 40 тыс. руб.», - напомнили премьеру авторы обращения. «В нашей стране, к сожалению, все реже конфликты между работниками и работодателями решаются с помощью законодательства, все чаще в такие конфликты вовлекаются представители действующей власти РФ. Такие методы применяются обычно в тоталитарной системе организации общества», - говорится в письме.
Добавим, что цифра 25 000 не случайна. Вазовский профсоюз уже четыре года не может простить «Единой России» не сдержанных предвыборных обещаний поднять заработную плату на этот уровень. 1 августа 2007 года около 600 работников нескольких цехов главного конвейера пытались провести забастовку, основным требованием которой было повышение жалования до 25 тыс. Однако плохо организованная акция продлилась всего четыре часа, а позже ее организаторы и участники подверглись различным взысканиям.
"Самарская газета"
Комментариев нет:
Отправить комментарий