Пролетарии хотят 25 тысяч

26.07.2010

Пролетарии хотят 25 тысяч 
 
В конце прошлой недели собственники АвтоВАЗа собрались в Тольятти, чтобы обсудить будущее автогиганта и договориться о параметрах допэмиссии, в результате которой изменится соотношение долей акционеров предприятия.

Предполагается, что «Ростехнологии» увеличат свой па­кет до 36,5%, конвертировав часть долга АвтоВАЗа в акции, а Renault предоставит заводу оборудование на сумму 240 млн евро и сохранит блокпакет. Пока первые лица «Ростехнологий» и Renault решали во­просы будущих долей, рабочие на­помнили о своей доле: независи­мый профсоюз «Единство» вновь напомнил о себе, направив пись­мо Владимиру Путину с просьбой зафиксировать минимальный уро­вень зарплат на предприятии на уровне 25 тыс. рублей.

Напомним, планы по проведе­нию допэмиссии возникли еще в конце прошлого года - таким об­разом было решено урегулировать вопрос задолженности АвтоВАЗа перед своим основным собствен­ником ГК «Ростехнологии», через которую тольяттинскому автоги­ганту несколько раз оказывалась масштабная господдержка. Впро­чем, французский партнер Авто­ВАЗа Renault сразу заявил, что тра­тить живые деньги для выкупа но­вых акций не готов и сделает свой взнос оборудованием для произ­водства автомобилей на платфор­ме BO (Logan), права на которую ранее АвтоВАЗ купил у францу­зов. Третий обладатель блокпакета в АвтоВАЗе, ИК «Тройка Диалог», заявил, что активного участия в допэмиссии не примет - его доля будет размыта.

Предполагается, что допэмис­сия на сумму 970 млн евро будет поэтапной. Первый этап (осень этого года) - на сумму 444 млн ев­ро: «Ростехнологии» конвертируют в акции 330 млн евро, а Renault пре­доставит оборудование на сумму 114 млн. Таким образом, доля гос- корпорации достигнет 29%, доля французского концерна останет­ся неизменной - 25%. Следующий этап (конец 2012 года) - 526 млн, 400 из которых «выкупят» «Ростех­нологии» , 126 млн - Renault. Доля Renault при этом останется неиз­менной, а «Ростехнологии» нарас­тят ее до 36,5%. Доля «Тройки Ди­алог» при этом уменьшится сначала до 20,5%, а затем и до 17,5%.

Впрочем, вполне возможно, этим дело не ограничится. После выделения АвтоВАЗу зарезерви­рованных в бюджете 10 млрд ру­блей общий долг предприятия пе­ред «Ростехнологиями» достиг­нет 75 млрд, а это значит, что после первой допэмиссии завод все рав­но останется должником госкорпо­рации. Следовательно, в будущем не исключен вариант новой доп- эмиссии, и как в этом случае пове­дет себя Renault - непонятно. Глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов не исключил, что в итоге доля кон­церна все-таки может быть размы­та. «Вот это они будут решать - ли­бо они согласятся с их размытием, либо они довнесут что-то еще, с тем чтобы сохранить свою долю. По­ка речь идет о сохранении 25-про­центного пакета акций», - сформу­лировал Чемезов.

Махнуться не глядя

Интересно, что в конце июня на конференции в рамках междуна­родного форума «Технологии в ма­шиностроении 2010» премьер Вла­димир Путин неожиданно заявил, что правительства России и Фран­ции могли бы обменяться «опре­деленными пакетами» АвтоВАЗа и Renault, в результате чего доля французского автопроизводителя в АвтоВАЗе увеличилась бы. «Если есть необходимость, желание рас­ширить свой пакет - мы готовы и к этому». «Это была бы любопытная, мощная кооперация», - резюмиро­вал премьер. Сидевший рядом гла­ва Renault в России Кристиан Эстев оставил предложение российского премьера без комментариев, а поз­же представители Renault заявили, что концерн сейчас не заинтересо­ван в увеличении своей доли.

То, что предложение Путина не вызвало у французов никакого рве­ния, вполне объяснимо. Вероят­но, сейчас Renault куда больше ин­тересует перспектива контрактной сборки своих моделей в Тольят­ти, а этот проект уже зафиксиро­ван в стратегии развития АвтоВА­За. Поэтому видимой необходимо­сти усердствовать в увеличении до­ли в пока еще убыточном (по край­ней мере если исключить фактор действия программы утилизации) АвтоВАЗе у французов нет, тем бо­лее что российский автогигант и так оказался, мягко говоря, в зави­симости от своих иностранных пар­тнеров: надежды на будущее Ав­тоВАЗа сейчас едва ли не целиком связаны с Renault. Собственно, в Renault-Nissan особо и не скрыва­ют, что вносимые ими 240 млн ев­ро расцениваются как своего ро­да плата за предоставление произ­водственных мощностей АвтоВАЗа под контрактную сборку своих ав­томобилей. Напомним, уже к 2013 году на конвейере планируется на­ладить производство двух моделей под брендом Renault и одной Nissan общим объемом ни много ни мало 140 тыс. автомобилей в год.

От любви до ненависти и обратно

В пятницу, на следующий день после подписания соглашения о допэмиссии, в Тольятти прошло первое совместное совещание правления АвтоВАЗа и исполкома Renault. По скупой официальной информации, известно лишь, что стороны обсуждали стратегию раз­вития предприятия до 2020 года, однако о чем именно договорились топ-менеджеры - неизвестно. Неиз­вестно и то, что будет происходить в отношениях АвтоВАЗа с иностран­ными партнерами в дальнейшем.

Президент предприятия Игорь Комаров в последнее время неодно­кратно говорил о том, что АвтоВА­Зу удалось договориться с Renault- Nissan о равноправном участии в альянсе, - вот только что это озна­чает на деле?

Между тем уже просматривают­ся противоречия, которые сторонам так или иначе придется каким-то образом решать. Во-первых, непо­нятно, сможет ли Renault сохранить свой блокпакет. Во-вторых, похо­же, что две из трех моделей Renault- Nissan, выпуск которых намечен в рамках проекта контрактной сбор­ки (Logan и Bluebird Sylphy), за­просто могут оказаться прямыми конкурентами вазовской «Прио­ры». Иными словами, партнерам придется применить изрядные ди­пломатические способности, что­бы их отношения вновь не испор- тились, как это уже было в конце 2009 года.

Те самые деньги

Пока менеджмент размышля­ет над этими проблемами, рабо­чие автогиганта напомнили о сво­их. Независимый профсоюз «Един­ство» обратился с открытым пись­мом к Владимиру Путину с прось­бой установить минимальный раз­мер оплаты труда на АвтоВАЗе на уровне 25 тыс. рублей. По мнению членов профсоюза, Путин сам соз­дал прецедент вмешательства вла­сти в трудовые конфликты, а пото­му их требования - по адресу. «Мы с удивлением наблюдали по цен­тральному телевидению, как вы с губернатором Кемеровской обла­сти А. Тулеевым обсуждали реше­ние вопроса о повышении зара­ботной платы шахтерам. Вы реши­ли установить нижний предел ме­сячной зарплаты шахтера не ме­нее 40 тыс. руб.», - напомнили пре­мьеру авторы обращения. «В на­шей стране, к сожалению, все ре­же конфликты между работниками и работодателями решаются с по­мощью законодательства, все ча­ще в такие конфликты вовлекаются представители действующей вла­сти РФ. Такие методы применяют­ся обычно в тоталитарной системе организации общества», - говорит­ся в письме.

Добавим, что цифра 25 000 не случайна. Вазовский профсо­юз уже четыре года не может про­стить «Единой России» не сдержан­ных предвыборных обещаний под­нять заработную плату на этот уро­вень. 1 августа 2007 года около 600 работников нескольких цехов глав­ного конвейера пытались провести забастовку, основным требованием которой было повышение жалова­ния до 25 тыс. Однако плохо орга­низованная акция продлилась все­го четыре часа, а позже ее организа­торы и участники подверглись раз­личным взысканиям.
"Самарская газета"



_________________________________________



Смотри так же :
*

Комментариев нет:

Отправить комментарий